История Вьетнама
История территории, которую мы знаем как Вьетнам насчитывает не одно тысячелетие. За столь долгий срок государство знало взлёты и падения, радость и горе, нищету и процветание. Большое влияние оказывал на него Китай. К сожалению, вьетнамский народ редко видел мир на своей территории, за всю время существования он пережил много войн, последние из которых закончились не так давно, в конце 20 века.
История начинается примерно в I тысячелетии до н. э. В это время на севере были крупные поселения древних вьетов. Первое государство появилось в VII веке до н. э. по берегам реки Хонгха на юге современного Вьетнама. Тогда оно называлось Ванланг. Столицей была Фонгтяу.
В 3 веке до н.э. из Южного Китая пришли аувьеты и смешались с местным населением. Новое государство получило названием Аулак со столицей в Колоа.
В следующие века было много войн с Китаем, иногда Вьетнам находился под его владычеством (I—X вв. н.э), иногда обретал свободу и независимость. Менялись правящие династия, столицы и границы империи. В средние века начались войны с монголами.
Практически весь XVIII век север и юг Вьетнама существовали по отдельности. Северяне занимались внутренними проблемами, южане расширялись на юг, захватывали кхмерские земли на территории современной Камбоджи. Были войны с Лаосом и Сиамом.
Колониальный период
В конце 19 века и начале 20 было освободительное партизанское движение против колонизаторов, правда успехов оно не достигло. Восстания были стихийные и по большей части малочисленные. Изменения начались в 1930 году, когда была создана Коммунистическая партия Индокитая, возглавляемая Хо Ши Мином.
В мае 1954 года французские войска были окружены и разбиты при Дьен Бьен Фу. После этого, 20 июля, было подписано соглашение на международном совещании в Женеве, согласно которому Франция отказывалась от всех своих прав на Вьетнам. Азиатская страна окончательно стала свободной и независимой.
Согласно достигнутой в Женеве договоренности, государство было разделено на 2 части по 17 параллели (по реке Бенхай). Фактически появилось два независимых государства: Демократическая Республика Вьетнам (Северный Вьетнам) и Государство Вьетнам (Южный Вьетнам). Северный Вьетнам провозгласил линию на строительство социализма под руководством Хо Ши Мина. Южный Вьетнам при тайной поддержке США стал республикой во главе с президентом Нго Динь Зьем и столицей в Сайгоне.
Такое разделение положило начало затяжной гражданской войны между севером и югом, в которую впоследствии были втянуты многие страны Азии и США. Предмет споров состоял в том, что коммунистический Север хотел распространить своё влияние и построить социализм на Юге. А Юг всячески сопротивлялся этому, выбрав иной путь развития (не последнюю роль в этом выборе сыграла Америка).
История войны во Вьетнаме
В марте 1965 г. США начали систематические бомбардировки Северного Вьетнама, а также стали перебрасывать вооружение, технику и солдат (более полумиллиона) в Южный Вьетнам для борьбы с партизанами из НФОЮВ и вьетгонговцами с Севера. В 1967 г. президентом стал Нгуен Ван Тхиеу — ставленник Америки. У Севера не было бы не единого шанса противостоять мощи США, если бы не помощь коммунистического Китая и СССР. Они поставляли вооружение и специалистов.
В начале 1968 г. НФОЮВ провели боевые операции почти во всех крупных южновьетнамских городах. Всё это привело к большим потерям среди американских войск. Это, а также то, что в США уже не первый год шли демонстрации против Вьетнамской войны, вынудили сесть за стол переговоров с Северным Вьетнамом.
С 1969 г. начался постепенный вывод американских войск. 8 июня была провозглашена Республика Южный Вьетнам (РЮВ) и создано Временное революционное правительство.
В этом же году произошло печальное событие для Северного Вьетнама — умер вождь и главный идеолог коммунистической партии Хо Ши Мин.
Новейшая история Вьетнама
Сразу же после окончания Вьетнамской войны началось построение коммунизма на Юге. Были национализированы все банки и крупные компании. 2 июля 1976 года Север и Юг стали едины, новое государство получило название Социалистическая Республика Вьетнам. Была принята конституция, Сайгон переименован в Хошимин. Через год, 20 сентября 1977, страна стала участником ООН.
В конце 1970-х годов Вьетнам установил тесные связи с Советским Союзом, 3 ноября 1978 г. было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве. СССР активно помогал восстанавливать Вьетнам после войны и строить коммунизм, снабжая деньгами, техникой и специалистами в разных областях. Возводились заводы и т.п. Многие вьетнамцы приезжали к нам по обмену опытом, учились в наших ВУЗах.
Бездумное копирование советского социализма привело Вьетнам к нищете. Особенно это было заметно на юге, экономика которого в прошлом базировалась на частном предпринимательстве. В 1980-х годах было проведено ряд реформ, были сняты ограничения для товарных отношений и крестьяне могли продавать часть продукции на рынке.
15 декабря 1986 году началась «политика обновления» («дой мой»), которая предусматривала либерализацию социально-экономической жизни и стимулирование частного сектора в промышленности. Был несколько ослаблен контроль партии над всеми сферами общественной жизни.
В 1992 году была принята конституция, действующая и поныне.
После распада СССР, закончилась поддержка Вьетнама Советским Союзом. Стране пришлось самостоятельно справляться с проблемами: инфляцией, бедностью. Поэтому были открыты границы для европейских предпринимателей, которые стали делать инвестиции в экономику и производство. Ещё легче стало после отмены 3 февраля 1994 г. торгового эмбарго США. 11 июля 1995 г произошло возобновление дипломатических отношений между двумя странами.
28 июля 1995 г. Вьетнам становится членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
С конца 90-х страна начинает развивать туристический бизнес. На курортах появляются американцы и европейцы. С каждым годом возводится много новых отелей, ресторанов и другой инфраструктуры.
В начале 21 века Вьетнам стали открывать и российские путешественники. Более того, некоторые курорты (например, Муйне и Нячанг) просто колонизированы россиянами, в результате чего многие вывески, указатели и меню в ресторанах дублируются на русском. Легко найти и русскоговорящих гидов.
Население Вьетнама
Всеведущая статистика сообщает, что, по данным на начало 2008 г., во Вьетнаме проживало более 86 млн человек. По численности населения страна уступает в Юго-Восточной Азии только Индонезии, а по его средней плотности — лишь Филиппинам. В расселении граждан Вьетнама наблюдается одна интересная особенность: хотя равнины морских прибрежий составляют всего одну пятую территории Вьетнама, здесь проживает целых девять десятых его населения. Это исторически сложившееся явление, объясняющееся исключительной плодородностью прибрежных низменностей, обильно орошаемых и удобряемых реками. Около 85% населения страны проживает в сельской местности. Что касается городов, то во Вьетнаме издавна существуют два крупнейших центра: Ханой, который издревле был очагом национального самосознания и самобытной культуры, и Хошимин (Сайгон), ставший в XIX в. «воротами», через которые в страну проникали европейские достижения.
Хотя Вьетнам — государство многонациональное, можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в формировании его культурного облика играет «титульная» нация — вьеты, или кинь, составляющие 88% населения страны. Первое название современных жителей страны происходит от имени народа вьет (юэ), в незапамятные времена проживавшего на землях нынешнего Китая. Хотя древние вьеты сыграли свою роль в истории многих азиатских народов, этноним этот закрепился только за жителями Вьетнама. Второе название происходит от китайского слова «цзин», что означает «столичный, городской». Помимо Вьетнама, вьеты проживают в соседних странах — Лаосе, Таиланде и Камбодже, а также в Новой Каледонии, Франции и США.
Имена
Как правило, имена вьетов состоят из трех частей. На первом месте идет фамилия, которых во Вьетнаме насчитывается около трехсот. Более половины вьетского населения страны носит фамилию Нгуен. Ее носили представители последней правящей династии Вьетнама, и даже сам Хо Ши Мин, происходивший из крестьян, был обладателем этой фамилии до изобретения своего знаменитого псевдонима. Не менее широкое распространение получили также фамилии Чан, Ле, Фам, By и Хоанг. Второй составной частью имени является указатель пола. Для женщин — это «тхи», у мужчин встречается несколько вариантов — «ван», «нгок», «суан» и другие. Третья часть — это собственно имя. Женщин называют именами цветов, деревьев или драгоценных камней, а мужчинам дают в качестве имени названия добродетелей и полезных качеств, такие как Дык (Мужество), Кхием (Скромность) и т.п.
Семья
Домашний очаг испокон веку считался во Вьетнаме высшей ценностью. Верность своему роду, почитание умерших предков, уважение к старшим — на этих принципах было воспитано бесчисленное множество поколений вьетов. Семья во Вьетнаме традиционно патриархальна. Не так давно отошли в прошлое времена, когда отец был полновластным господином, которому подчинялись даже взрослые сыновья, имеющие собственные семьи. О женщинах и говорить не приходится — традиционное вьетнамское общество не знало понятий «феминизм» и «эмансипация». В деревне несколько поколений одной семьи, как правило, жили одной усадьбой. Мужчины под руководством главы рода сообща обрабатывали фамильное поле, а женщины под началом супруги патриарха вместе вели хозяйство и воспитывали детей. Глава рода нес полную ответственность за проступки своих домашних перед властями и даже выступал в роли жреца, совершая церемонии поклонения духам предков и Богу очага.
Даже в современном вьетнамском обществе главный в семье — мужчина. Его высокое положение подчас проявляется в мелочах, которые могут озадачить гостя страны. К примеру, жена может запросто. подать мужу плащ и пропустить вперед при входе куда-либо. При встрече супружеских пар первыми в разговор полагается вступать мужчинам. Вьетнамская семья редко демонстрирует чувства при посторонних, более того: на людях супруг может разговаривать со своей «половиной» в нарочито строгом тоне.
Впрочем, времена меняются. Ныне более половины замужних женщин во Вьетнаме занимается деятельностью, не связанной с домашним хозяйством. Женщина имеет равные с мужчиной права и может выступать инициатором развода — в старом Вьетнаме это было немыслимо.
Религия
Под влиянием коммунистической идеологии среди вьетов сформировалась изрядная прослойка людей, считающих себя атеистами. Верующие исповедуют буддизм северного направления (Махаяна), тесно переплетенный с даосизмом и конфуцианством. Все три вероучения еще в древности пришли во Вьетнам из Китая и прижились на местной почве, как рассада на хорошо удобренном рисовом поле. Конфуцианство играло роль государственной религии и поддерживало зародившийся еще до его появления культ предков. Буддизм помогал примириться с невзгодами жизни в ожидании справедливого посмертного воздаяния за добрые и злые дела. Наконец, даосизм регулировал отношения людей с миром духов.
Во Вьетнаме получили распространение в основном простые и понятные народу формы почитания Будды. Утонченный философский буддизм школы Тхиен (более известный у нас как дзенбуддизм) подвергался гонениям со стороны государства и остался принадлежностью узкого круга образованного монашества.
С появлением европейцев среди вьетов началось распространение христианства. Западные миссионеры сыграли в новой истории страны важную роль. Иезуит Александр де Род создал в XVII в. латинизированную письменность куок нгы, ныне полностью заменившую иероглифы. Епископ Пиньо де Беэн явился вдохновителем первого договора, заключенного в конце XVIII в. между Вьетнамом и Францией. Казнь вьетнамскими властями испанского проповедника Диаса в 1858 г. была использована как повод для вторжения в страну французских войск. Подобные недоразумения со временем забылись, и ныне в каждом крупном городе Вьетнама можно найти по меньшей мере один христианский храм. Число адептов римско-католической церкви составляет около 5 млн человек. После 1954 г. в Южном Вьетнаме началось активное распространение протестантизма, связанное с усилившимся присутствием США в этом регионе. Американские миссионеры преуспели в своих действиях по привлечению новой паствы: ныне около 300 тыс. вьетов принадлежат к различным протестантским церквям и направлениям. Вьеты-христиане предпочитают селиться поближе друг к другу и к храму, образуя общины-приходы. Члены такого объединения поддерживают тесные связи и до недавнего времени даже браки старались заключать только с соседями-единоверцами.
Весьма своеобразное явление представляют местные религиозные течения, «изобретенные» на территории Вьетнама в XX в. На юге страны путешественнику часто бросаются в глаза богато украшенные храмы секты каодай, По некоторым данным, 12 общин этой религии объединяют до 2 млн человек. Численность приверженцев мистического учения хоахао, зародившегося в провинции Анзянг в дельте Меконга, составляет не менее полумиллиона человек. Адептов ислама среди вьетов нет, хотя в целом на территории страны проживает около 30 тыс. мусульман.
История Вьетнама не знает конфликтов на религиозной почве. Единственный пример такого противостояния можно найти в начале 1960-х гг., когда буддийское духовенство Южного Вьетнама в массовом порядке выступило против политики президента-католика Нго Динь Зьема, обвиняя главу государства, помимо прочего, в дискриминации религии предков.
Другие народы Вьетнама
Помимо вьетов, на территории Вьетнама проживают представители 53 народностей. Наиболее близки к «титульной» нации по языку и культуре мыонги. У них общие предки — древние лаквье-ты. Появившись на территории страны за несколько веков до нашей эры, мыонги осели в предгорьях Северного Вьетнама. Сейчас в стране насчитывается около 415 тыс. представителей этого народа, которые наиболее компактно проживают в провинциях Хоабинь, Тханьхоа, Нгеан и Йенбай. В Центральном Вьетнаме живет еще некоторое количество этнических групп, близких к вьетам и мыонгам: мойби, тхо, вьюн, куойтям, данлай, нгуон и другие.
Во Вьетнаме много национальных меньшинств, самые многочисленные из них — народы, говорящие на тайских языках, их в стране 1,2 млн человек. Вьетнамские тай — часть народа, населяющего огромную территорию от индийского штата Ассам до Южного Китая. Как и мыонги, таиязычные народы проживают в основном в Северном Вьетнаме.
Мео и зао ведут свое происхождение из Китая. Во Вьетнаме насчитывается 250 тыс. представителей мео: основная их масса мигрировала во Вьетнам в XVIII —XIX вв. Мео (в Китае их называют мяо) проживают в провинциях Лаокай и Хазанг, а также в автономном округе Тэйбак. Чуть меньше во Вьетнаме представителей зао — до 200 тыс. Их миграция из Китая началась уже в XIII в., поэтому основанные ими деревни расположены в горах выше тайских, но ниже меоских: пришедшие позже других вынуждены были довольствоваться самыми высокими, каменистыми и неплодородными участками склонов. Зао живут в провинциях Хазанг, Йенбай, Тюенгкуанг и Бактхай.
По всей территории Вьетнама разбросаны поселения народов, говорящих на языках мон-кхмерской группы, — всего этих этносов около 30, а общая их численность превышает 1 млн человек. По мнению ученых, эти народы являются коренным населением страны. Самыми многочисленными во Вьетнаме являются равнинные кхмеры (450 тыс. чел.). Горные кхмеры уступают равнинным в численности и несколько отличаются по языку.
И равнинные, и горные кхмеры делятся на несколько подгрупп.
В самых труднодоступных горных районах севера и северо-запада Вьетнама живут малочисленные племена горных монов. Этих практически первобытных людей раньше называли собирательным именем «кса», что по-тайски означает «дикари».
Народы австронезийской языковой семьи населяют обширные плато Плейку и Даклак. Самый многочисленный народ — чамы, насчитывающие около 400 тыс. человек. В прошлом этот народ создал на территории Центрального и Южного Вьетнама собственную государственность и богатую культуру, памятники которой принадлежат к самым впечатляющим достопримечательностям страны. В отличие от вьетов, живших «на орбите» Китая, древние чамы испытывали сильное культурное влияние Индии. Господствующей религией их государства Чампа (или Тьямпа) был индуизм шиваистского толка, а литературным языком — санскрит. Каланы — изящные, устремленные вверх храмы древних чамов, выстроенные из прекрасного обожженного кирпича, — до сих пор можно видеть в Фанранге, Нячанге, Мисоне и других местах. Большинство современных чамов, проживающих в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан, по-прежнему исповедуют индуизм, и лишь небольшая их часть обратилась в ислам.
Самая малочисленная группа национальных меньшинств Вьетнама — это народы китайско-тибетской языковой семьи. При этом этнические китайцы традиционно живут в городах (Хошимине и других центрах дельты Меконга), а другие народности — в сельской местности, преимущественно вдоль границ Вьетнама с Китаем и Лаосом. Только в северо-восточной провинции Куангнинь, граничащей с КНР, этнические китайцы ведут деревенский образ жизни (до 1978 г. китайцы составляли более 20% ее населения и были второй по численности китайской общиной Вьетнама после тёлонской на юге).
Основы автономии малых народов Вьетнама заложили еще колониальные власти. Французы заботились о меньшинствах, движимые не мифическими теплыми чувствами, а стремлением найти опору в борьбе с вольнолюбивыми вьетами. Современный Вьетнам — многонациональное государство, здесь существует несколько автономных округов, а в Национальном собрании Вьетнама малым народам принадлежит несколько десятков депутатских мест.
История Вьетнама
История Вьетнама полна драматизма, имеет много пиков взлета и падений. Как и многие страны Азии, государство становилось много раз объектом влияния западных стран и более сильных азиатских правительств. Все это отразилось на менталитете вьетнамцев, их характере, национальной истории, политике.
Основные характеристики
Вьетнам имеет длительную историю, которая связана с его географическим положением, близостью Китая, Кореи, Камбоджи. Расположена страна на востоке полуостров Индокитай, растянувшись на 4 тыс. км с севера на юг. Вьетнам делится на две части горным перевалом Хайван. Это не только природная преграда, но и политическая, географическая, экономическая, культурная. В разные исторические периоды на севере и юге Вьетнама возникали различные вьетнамские государственные образования, которые конкурировали между собой или вступали в военно-политический союз.
К основным тенденциям, которые позволяют понять историю Вьетнама, относятся:
- Экспансия в южном направлении.
- Укрепление центральной власти, чтобы контролировать сильных лидеров на местах.
- Наличие географического регионализма, возникший вследствие административного деления и природном расположению севера и юга.
- Отсутствие длительных периодов мира. Вьетнам постоянно воевал, проводя экспансию или отбиваясь от нападающих стран.
Древнейший период
В 2009 г. на территории Лаоса были найдены останки древних людей, которые могли прийти в Индокитай из Африки. Это случилось около 63 тыс. лет назад. Из Лаоса происходило дальнейшее расселение человека разумного – в Индонезию (в ее юго-восточную часть) и Китай (в северные регионы).
В позднем неолите и в начале бронзового века на реке Красной стали смешиваться племена, которые продолжили свое формирование и развитие в южной части полуострова Индокитай и на берегах Великой китайской реки Янцзы. Эти племена, скорее всего, добрались и до современного Вьетнама.
Первое протогосударственное образование тут появилось в 3 тыс. до нашей эры, когда король Хунг создал Ванланг. Так называлось самое большое племя, которым руководил король. Он и его сторонники способствовали возникновению первой династии Вьетнама, которая называлась Хонг Банг. С момента появления Ванланга начинается письменная или документированная история Вьетнама. Располагалось государство между северными и южными провинциями Китая, растянувшись до современного Гонконга. Король сделал столицей государства город Фонг Тяу. Правители названной династии находились у власти довольно длительный период времени. Последний представитель династии Хонг Банг умер в 3 в. до нашей эры. Всего у первой династии было 18 правителей, которые умело правили древними вьетами. Жители государства занимались скотоводством – разводили свиней и буйволов, сеяли рис, строили дамбы на реках, развивали различные ремесла.
Хунгов свергли представители племени ау вьет, давшие название всему государству. После Хунгов править стал новый правитель Тхук Фан. Его страна носила новое название – Аулак, ее столица находилась в крепости Колоа. Посмотреть руины древнего строения можно возле Ханоя. В состав Аулака входили земли Северного и Центрального Вьетнама (его северные провинции).
Уже во 2 в. н.э. в середине Вьетнама появилось новое государство, которое называлось Чампа. Его жители исповедовали индуизм. Чампа на политической карте Азии занимало важное место, было сильным и централизованным. Только в 14 в. государство вынуждено было признать вассалитет Аннама, еще одного вьетнамского государства.
Юг Вьетнама в 1 в. нашей эры стало местом формирования государства древних кхмеров, носившее название Фунань. Его жители создали уникальную архитектуру и культуру, которая отличалась утонченностью. Кхмеры были прекрасными строителями, поэтому им удалось на реках построить сложную систему каналов. Они пересекали дельту Меконга, расширив ее в некоторых местах. Каналы использовали для следующих целей:
- Перевозки риса.
- Ирригации рисовых полей.
- Транспортировки грузов.
Наличие каналов способствовало развитию торговли и возникновению крупного порта Ок-Эо в дельте Меконга.
Фунань в 6 в. захватили правители Ченлой, сделавшие Фунань частью своего государства. Посмотреть на руины первой кхмерской страны можно в джунглях Камбоджи. В северной части современного Вьетнама в 9 в. до нашей эры находился под властью Китая, императоры которого захватили Аннам и район Тонкина. Китайские правители между собой боролись за право контролировать север Вьетнама. Указанные области переходили от одного военачальника Китая к другому. Так, в 3 в. до нашей эры Тонкин и севрный Аннам вытеснили династию Цинь, создав новое государство – Нам-вьет. Через время его переподчинил китайский император У-ди, который контролировал этот регион Вьетнама до конца 30-х гг. Х в. нашей эры.
Нам-вьет воевала с народностью тямы, создавшей в южном Аннаме свое королевство. Оно отличалось воинственностью, поэтому постоянно проводило экспедиции против Китая и Нам-Вьета.
Итак, в древнее время территория нынешнего Вьетнама была под властью различных народов, государств и культур. Если в 7 в. до н.э. в различных регионах Индокитая преобладали сельскохозяйственные культуры, то уже в период бронзы и железного века здесь стали создаваться государства, специализирующиеся на завоеваниях. Существовали во Вьетнаме, как чисто вьетнамские королевства и протогосударственные образования, так и иностранные. Большинство из стран были китайскими, которые контролировали, в основном, северную часть Вьетнама.
Особенности развития в средние века
Историки считают, что период перехода от древности к средневековью происходил в Азии намного позже, чем в Европе. Тем не менее, востоковеды говорят о том, что в 5-10 вв. стали образовываться централизованные государства, борьба народа стала более организованной и продуманной. Так, 939 г. началось освобождение от китайских императоров. Решающая битва произошла на реке Бах Данг, где армия правителя Нго разбила флот южнокитайского государства. Во Вьетнаме возникло государство Дай Вьет, во главе которого стал Нго. Королевство было независимым с частичным признанием сюзеренитета Китая. Дай Вьет в таком состоянии развивался до 19 в., когда Вьетнам был захвачен французами. Создание собственного государства позволило вьетнамцам проводить территориальные завоевания, вытесняя кхмеров, тямов и других народов. Последние понимали, что самостоятельно противостоять наступлению Дай Вьета не смогут, поэтому обращались за помощью к китайским императорам. Но их выгоняли, не дав перейти в активное наступление.
Свою власть династия Ле была вынуждена разделить на севере с кланом Чинь, а на юге – с кланом Нгуен. Именно Нгуены включили в состав Вьетнама долину реки Меконг и Кохинхину.
Европейское влияние
В 16 в. Вьетнам стал быстро меняться. Любые изменения носили динамичный характер, и были связаны с проникновением европейцев. Они стали носителем новых идей, оказали серьезное влияние на политическое и общественное развитие Вьетнама. Европейцев во Вьетнам приглашали правители государства, пытаясь найти поддержку против Китая за границей. Также выходцы Европейского континента проникали сюда самостоятельно – через торговлю, морские путешествия, в поисках наживы, приключений и славы.
Сначала в страну попали представители католической церкви. Миссионеры стали обращать местное население в католичество, создавали школы, обучая вьетнамцев письменности. Так создавалась основа будущей колонизации, которая должна была быть более масштабной и глубокой. В южной части Вьетнама миссионеры достигли больших успехов, что подорвало могущество и единство государства. Уже в 17 веке Вьетнам превратился в арену постоянных войн и внутренней борьбы, которую провоцировали колонизаторы. Крестьяне были недовольны подобным положением дел, поэтому все время поднимали восстания, протестовали, требуя изменить социальные и экономические порядки.
Клан Чинь нашел союзника в лице Голландии, а Нгуены – во Франции. Голландцев очень быстро вытеснили из Вьетнама, поэтому весь Индокитай достался французам. В 18 в. был подписан важный торговый договор, который позволил Франции получить территориальные приобретения в Индокитае. Начало Великой Французской революции отбило интерес у завоевателей от Вьетнама до 1820-х гг. Вернуться назад в Индокитай было непросто, поэтому использовались различные методы:
- Интриги.
- Провоцирование межусобиц.
- Проникновение миссионеров и авантюристов.
Полномасштабное наступление началось только в 1858 г., когда Франция направила во Вьетнам 13 хорошо вооруженных кораблей. 2,5 тысячи человек быстро захватили Дананг, что стало началом стремительного завоевания французами Вьетнама.
Против иностранцев восстали местные жители и императорские войска, из-за натиска которых французам пришлось поменять тактику завоевания государства. Если сначала акцент делался на то, чтобы разделить страну, используя природные преграды и противоречия племен, то из-за сопротивления вьетнамцев командование Франции перешло к другим методам. В частности, был создан плацдарм в южной части страны, который позволил захватить дельту Меконга, обеспечив армию водой и продовольствием.
Контроль Вьетнама осуществлялся через канонерки и регулирование производства риса. Французские солдаты всегда имели продовольствие, а вот император Вьетнама Ты Дык вынужден был сократить потребление риса.
Во второй половине 19 в. были захвачены:
- Крепость Зядинь.
- Провинции на юге страны.
- Север и юго-запад Вьетнама.
- Камбоджа.
В результате французского завоевания на территории Индокитая возникли колония, которая называлась Французская Кохинхина (центр Сайгон). Три провинции Хатинь, Анзянг, Виньлонг, что на юго-западе страны, были зажаты между колониальными владениями французов.
Водные пути контролировались вьетнамцами, которые не хотели отдавать реки завоевателям добровольно. Поэтому в конце 1860-х гг. европейцы применили военную силу, чтобы забрать водные пути себе.
Результатами завоевания французов в 19 в. во Вьетнаме были:
- Создание сложной системы административного управления.
- Вся власть в колониях принадлежала губернатору, которого выбирали из числа французской знати.
- Должности в провинциях занимали тоже французы.
- Низшие должности принадлежали вьетнамцам.
- Вырос экспорт риса.
- Построены порты, заводы для строительства и ремонта судов.
- Создан Индокитайский банк.
- Сайгон процветал, заняв во Вьетнаме центральное место в политической системе.
Полная оккупация Вьетнама была завершена к 1880-м годам, когда французам удалось сломить сопротивление северных провинций, которые назывались Тонкин. Отбив китайцев и сломив сопротивление императора, Франция в 1883 г. захватила столицу Тонкина город Хюэ. После этого был подписан договор Армана, по условиям которого устанавливался тотальный контроль французов над Вьетнамом. К другим пунктам этого документа относились:
- Колонией оставалась Кохинхина, расположенная в Южном Вьетнаме.
- Центральный и Северный Вьетнам стали протекторатами Аннам и Тонкин. Ими управляли императоры из династии Нгуен.
- Пекин признал все завоевания французов, отказавшись от территорий в Индокитае.
- Камбоджа, Лаос и Вьетнам в конце 1880-х – начале 1890-х гг. были организованы в Индокитайский союз. Образование признало полный протекторат Франции.
Национальное возрождение
Захват страны французами и расчленение Вьетнама на несколько частей, вызвали подъем патриотического движения во всем Индокитае. Оно получило название «В защиту императора». Среди его участников были:
- Чиновники.
- Ученые.
- Бюрократы.
Новая волна восстаний была поднята молодыми людьми, которые прошли обучение в западноевропейских и американских университетах. Они увлекались радикальными учениями и стремлением избавиться от французского владычества. Самым активным революционером «нового поколения» стал Хо Ши Мин (Нгуен Ай Куок).
Он организовал во Вьетнаме деятельность коммунистической партии, ячейки которых существовали в крупных городах Индокитая. Вьетнамские коммунисты получали финансирование и оружие от Коминтерна.
Борьба за независимость
- Франция.
- Коммунисты Вьетнама под предводительством Хо Ши Мина.
- Китай.
- США.
Война длилась несколько лет, военная ситуация менялась довольно быстро, но стабильности во Вьетнаме так и не было. До конца 1940-х гг. коммунистическая партия потеряла южные провинции, на территории которых появилось новая страна. Ее возглавил император Бао Дай, сторонник модернизации и реформ, европеизации и демократического развития. Помощь коммунистам предоставили китайцы и Мао Цзэдун, и это склонило чашу весов в пользу Демократической Республики Вьетнам. Франция стала терять позиции, из-за чего правительству государства пришлось обратиться к Соединенным Штатам.
Переговоры об окончании войны начались в 1954 г., когда французская армия проиграла около города Дьенбьенфу, расположенного на северо-западе Вьетнама. Спустя время в Женеве было подписано мирное соглашение, среди условий которого стоит отметить:
- Вьетнам был разделен по 17-й параллели и стал особой демилитаризованной зоной.
- Объединение Севера и Юга.
- Соблюдение интересов народа Юга.
Условия были нарушены в 1955 г., когда в Сайгоне Нго Динь Зьем провозгласил создание Республики Вьетнам. Он стал президентом новой страны, становясь постепенно диктатором. Его правление не нравилось многим партизанам другой части Вьетнама.
Независимый Вьетнам
Следующие годы страна сильно преобразовалась:
- Прошел процесс национализации на Юге.
- Принята Конституция.
- Сайгон получил новое имя – Хошимин.
- Вьетнам вступил в ООН.
- Налажено тесное сотрудничество с Советским Союзом, который помогал строить коммунизм в стране, передавал деньги, технику и специалистов в Индокитай.
Вьетнамское правительство копировало методы работы и построения социализма по образцу СССР, что вызвало крах экономики и превращение народа в бедняков. Правительство пошло на то, чтобы снять все ограничения на товарные отношения, частное предпринимательство и рыночно ориентированную экономику.
Также была проведена либерализация социальной и экономической жизни, началось стимулирование развития частного сектора, промышленности и производства. Партия стала терять тотальный контроль, что позволило обновить все сферы внутренней жизни Вьетнама.
В 1990-х гг. страна установила отношения с США, Россией, государствами Азии и Европы. Важным направлением внешнеполитической деятельности стало присоединение к АСЕАНу, которая помогла обновить и модернизировать экономику. Это способствовало притоку инвестиций в страну, открытию Вьетнама, как туристического государства для многих иностранных туристов.
Тенденции развития в 21 в.
Вьетнам называют очень перспективной страной Юго-Восточной Азии, который привлекает инвесторов и туристов колоритом, многовековой историей, уникальной природой и современными курортами. Кроме того, в стране создан отличный финансовый микроклимат, который способствует реализации множества проектов, открытию отделений международных компаний и банков. К основным тенденциям, определяющие развитие истории и развития страны в 21 в., относятся:
- Вложение средств в туристическую инфраструктуру, что позволяет Вьетнаму конкурировать со многими странами мира в плане привлечения туристов.
- Правительство способствует развитию малого бизнеса.
- Иностранцев во Вьетнаме с каждым годом становиться все больше и больше, поскольку условия ведения бизнеса комфортные и приемлемые в плане налогообложения. Это способствует переезду большого количества иностранцев из родной страны в различные вьетнамские провинции и города.
- Граждане других государств стараются купить во Вьетнаме недвижимость.
- Наблюдается бурное развитие экономики и инвестиций.
- Строится элитная недвижимость и элитные кварталы, где проживают предприниматели и бизнесмены.
- Страна отлично подходит для реализации уникальных проектов коммерческого и некоммерческого характера.
Таким образом, Вьетнам в 21 в. демонстрирует успешное развитие в экономическом и туристическом плане. В политической и общественной жизни существует еще много проблем, вызванных колониальным прошлым и последствиями войны.