Почему в России дорогой отдых?

Почему в России так дорого отдыхать?

Экономист Андрей Кобяков о причинах предпочтения россиянами заграничных курортов

Не секрет, что отдых на территории России сегодня зачастую оказывается значительно дороже, чем, скажем в Турции. Это приводит к тому, что значительная часть россиян, выезжающая летом на морское побережье, предпочитает российским курортам турецкие, болгарские, греческие и другие, поскольку они оказываются и дешевле, и комфортнее. Как отмечает РИА Новости, российские черноморские курорты имеют «подушку безопасности» в виде лояльных туристов-соотечественников, регулярно делающих выбор в пользу Сочи, Анапы или Геленджика, но при этом похвастаться дешевизной или хорошим сервисом они, как правило, не могут.

Прокомментировать причины такого несоответствия, заставляющего многих россиян делать выбор в пользу заграничных курортов, мы попросили известного экономиста, доцента Московского университета, кандидата экономических наук Андрея Кобякова.

Ладно, Краснодарский край — Сочи, Анапа и т.д., в данном случае речь идет о признанных курортах, по крайней мере, в климатическом отношении. Удивительно другое, например, стоимость отдыха в Подмосковье, в пансионате, который по сей день находится на том уровне, на котором он был в советское время, когда это была база отдыха какого-то предприятия. Такие места не отличаются комфортом, кроме лужайки, по которой можно с ракеткой побегать, там ничего и нет, но цены там в разы выше, чем в 4-5-ти звездочных отелях Турции на климатическом курорте. Вот это меня очень поражает.

Говорить о том, что в этом виновато государство, по-моему, не приходится. Например, снять 4-х комнатную квартиру в популярном курортном месте в Испании на месяц в пик сезона стоит 1500 евро, что в разы дешевле аналога в Сочи. А Испания — это даже не Турция, которая является страной Евросоюза. Объяснений этому найти невозможно. Это комплексный феномен. Тут сказывается особенность российского предпринимательского сообщества — желание обогатиться в кратчайшие сроки и любой ценой. Отсюда совершенно немыслимые ценовые накрутки. Во всей торговле наблюдаются огромные наценки, которым Путин удивлялся, посещая супермаркеты. То же самое можно сказать и о владельцах пансионатов, которые выжимают всё что могут, полагая, что выбора у людей нет и рано или поздно человек согласится на эти условия, вот и держат высокий уровень цен. Тем более, что это тот случай, когда недвижимость особо не тяготит.

Кроме того, по климатическим условиям у нас в стране черноморские курорты монополисты. Многие едут туда по привычке, какие-то ностальгические воспоминания тянут их туда. Наконец это и языковой фактор, за границей сложнее, а тут своя среда. Но есть и вина государства, потому что никто и не пытается создать конкуренцию этим ценам. Туриндустрия включает и гостиничный бизнес. Например, в Москве практически нет 3-х звездочных гостиниц, не говоря уже о более дешевых вариантах. В основном строят шикарные отели, где стоимость проживания достигает астрономических сумм. Командировочному просто негде остановиться, не говоря уже о том, если человек приехал сам с туристическими целями. В этом направлении нужны государственные, региональные программы. Это будет на благо как регионов, так и государства, увеличится потом туристов. Я слышал, что такая программа намечается, но конкретно пока ничего нет. Поживем — увидим, может что-то изменится и в этом плане.

Путешествия по России — удел богатых?

В удобный момент для развития внутреннего туризма в России отечественные авиакомпании работают против жителей страны. Авиабилеты из Москвы в Токио стоят дешевле, чем в Южно-Сахалинск, а в Пекин слетать менее накладно, чем Читу. Расстояния такие же, но, по каким-то причинам, российские самолеты в российских аэропортах садятся за более высокую плату…

Российский туризм — недешево и сердито

Для россиян с заграничными паспортами давно не новость, что отдохнуть на пляжах Египта и Турции можно гораздо дешевле, чем на черноморском побережье России и на Азовском море. Помимо дешевизны в жарких турецких и египетских курортах россиян привлекает качество сервиса, которое, увы, в нашей стране в большинстве случаев оставляет желать лучшего.

Впрочем, нередко неразвитая инфраструктура российских городов и курортов является следствием нехватки средств в регионах. Что вполне можно было бы поправить как раз увеличением туристического потока.

В последние годы в правительстве часто поднимался вопрос, что необходимо развивать курорты Северного Кавказа и Дальневосточный округ. И, безусловно, природа этих мест могла бы привлекать туристов со всей страны, но какой смысл развивать туристическую отрасль того или иного региона, когда поездка туда для многих просто недоступна?

Так, например, если озадачиться поездкой за два месяца, то билет в один конец из Москвы в Читу обойдется в 13 тысяч рублей, в Южно-Сахалинск — 13-15 тысяч рублей, а в Барнаул из столицы можно будет добраться за 7,5 — 10 тысяч рублей.

Если же говорить об отдыхе на море, куда россияне отправляются целыми семьями, то, к примеру, «Аэрофлот» продает билет в Краснодар по цене порядка 5 тысяч в одну сторону (опять же, из Москвы), до Сочи «Трансаэро» предлагает добросить за 4 тысячи. За аналогичные цены крупнейшие российские авиакомпании возят пассажиров из столицы в ныне российский Крым.

Активное развитие полуострова обсуждается на высшем уровне с марта прошлого года, а тем временем авиабилеты до Симферополя «Трансаэро» предлагает за 4 тысячи рублей, а «Аэрофлот» — почти за 5,5 тысяч рублей. Для сравнения, билет в страны Центральной Европы, например, в Прагу, Вену или Париж, можно найти по цене даже ниже 5 тысяч рублей, правда, уже у европейских авиакомпаний.

Соответственно, если речь идет об отпуске, то названные цифры надо умножить на два, и тогда мы сразу увидим ответ на вопрос, почему в России настолько слабо развит внутренний туризм. И почему большинство жителей российских регионов проживает жизнь, так никогда и не увидев всей красоты своей страны.

Хотя, разумеется, не все так категорично. Кому-то вполне по силам самостоятельное путешествие по стране на автомобиле. А кто-то довольствуется такой более дешевой альтернативой самолетам, как поезда. Однако если говорить о поездках на дальние расстояния, то нельзя сказать, что сегодня билеты РЖД стоят намного дешевле авиабилетов. А если у человека нет в запасе нескольких дней, как, например, в случае рабочих поездок, то вариант с железной дорогой уже не рассматривается.

Ситуация приобретает ярко выраженный социальный оттенок, если говорить о родственниках, которые не имеют финансовой возможности повидаться и погостить друг у друга. В то же время из-за дорогостоящих авиабилетов бывает трудно и накладно совершать деловые поездки и командировки. А условия для ведения бизнеса уже имеют прямое отношение к экономическому развитию страны.

За что мы платим авиакомпаниям?

Pravda.Ru решила разобраться, из чего складывается цена авиабилета и почему перелеты внутри страны стоят дороже, чем перелеты на аналогичные расстояния в заграничные страны?

«Что касается перелетов на сопоставимые расстояния, то, например, если сравнивать Южно-Сахалинск и Пекин, то в данном случае внутрироссийский перелет облагается НДС в размере 18 процентов. Международная авиаперевозка НДС не облагается. Вот сразу уже вылезает дополнительный налог.

Второе — может быть разница в стоимости обслуживания воздушных судов в аэропортах Пекина и Южно-Сахалинска, в топливе, которое надо будет приобретать в Пекине и в Южно-Сахалинске и еще в массе различных услуг. В целом, к сожалению, у нас себестоимость авиаперевозки внутри страны на аналогичные расстояния по сравнению с международными линиями получается выше», — рассказал Pravda. Ru главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров.

При этом, по мнению Романа Гусарова, вопрос развития внутреннего туризма выход за рамки авиационной отрасли. Когда регионы начнут самостоятельно инвестировать в туристическую отрасль и россияне начнут путешествовать внутри страны, это потянет за собой и более динамичное развитие авиаперевозок, и снижение себестоимости. А поскольку пассажиропоток на внутренних авиалиниях невелик, те немногие, кому интересно путешествовать по стране, вынуждены платить высокую цену за топливо и прочее, и прочее.

И ситуация тем печальней, что, по мнению члена комитета Государственной думы по транспорту Валерия Зубова, региональные власти, например, Алтайского края или Сибири, не имеют никакой возможности повлиять на снижение цен на авиаперелеты для того, чтобы увеличить привлекательность своего региона для туристов.

«У них абсолютно дефицитные бюджеты, там просто запредельные дефицитные бюджеты. Если федеральные еще могут выбирать, то региональные не могут, у них нет на это денег, — заявил Валерий Зубов корреспонденту Pravda.Ru. — К сожалению, практика внутреннего туризма показывает, что он очень не развит, в отличие от Египта, Турции и других мест. Но в новой ситуации есть надежда, что ситуация поменяется со стороны качества предоставляемых туристических услуг. И тогда, я думаю, ситуация будет выправляться, в том числе и по ценам».

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Почему отдыхать в России дороже, чем за рубежом?

Например, в Алуште средний номер в период летнего отдыха стоит 6 тыс. рублей, в турецкой Анталье — 2 тыс. рублей, в итальянском Римини — 4,9 тыс. рублей. Почему в России стало дорого отдыхать?

Павел Шапкин, председатель Национального союза защиты прав потребителей:

— Каждый раз, когда я вижу накрученные с потолка цены, вспоминаю анекдот. Покупатель у продавца спрашивает: «Сколько стоят помидоры?» Тот отвечает: «10 тысяч рублей». «Почему так дорого?» — возмущается покупатель. «Так мне деньги нужны», — отвечает продавец. Так и у нас. Логика проста: если можно задирать цены, почему этого не делать.

Заработать отели российских курортов могут именно в летний сезон. Из-за особенностей климата в наших широтах желающих отдыхать там осенью, зимой и весной очень мало. И отельеры знают, что номера разойдутся, как горячие пирожки, по любой цене. Ведь десятки тысяч граждан РФ могут позволить себе отдых только на территории нашей страны.

К тому же у нас отсутствует как таковая конкуренция, особенно в маленьких прибрежных городах. Диктуют цены крупные объекты размещения, зная, что, кроме как к ним, туристам заселиться некуда. Процветает негласная монополия: ведь владельцы гостиниц знают, что ни одно надзорное ведомство цены проверять не будет, а значит, можно определять их самостоятельно. При этом если сравнить условия размещения, питание и сервис в наших отелях, то, к сожалению, обнаруживается, что они не улучшаются одновременно с ростом стоимости номеров.

Конечно, я как турист предпочту отдыхать за рубежом. Я неоднократно сравнивал лично: за те же деньги, что и в России, в Европе я получаю огромный номер с мини-баром, гардеробной, бытовыми приборами, завтраком по системе «шведский стол» с десятком блюд и напитков на любой вкус. Тогда как в типичных российских отелях ты получаешь небольшой номер иногда даже без обязательных гигиенических принадлежностей. А в качестве завтрака тебе предлагают либо яичницу с сыром и овощами, либо кашу.

Добавим к этому ещё и то, что в Европе или, к примеру, странах Юго-Восточной Азии высокая конкуренция круглый год. И если отельер не будет по максимуму снижать цену, то он просто разорится.

Остаётся только надеяться, что постепенное развитие российского туризма обеспечит высокую конкуренцию среди объектов размещения и через несколько лет наши цены хотя бы сравняются с европейскими.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также:  Отдых в России или за рубежом - плюсы и минусы

Оставьте комментарий