Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы
Древняя культура Ингушетии
Знакомство и сговор
Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.
Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.
Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии
Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.
Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.
После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.
В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.
Подготовительный период
В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.
Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.
Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.
Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.
Приданое невесты
Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.
Свадебные торжества в Ингушетии
Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.
Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.
В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.
Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.
Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.
Интересные обычаи ингушской свадьбы
Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.
- С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
- За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
- Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
- Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
- Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
- Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
- Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.
По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.
После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.
В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.
Современные свадебные обычаи в Ингушетии
Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.