Покупка машины на Кубе потребует 150 лет накоплений
Запрет на приобретение новых личных автомобилей действовал на территории Кубы с середины прошлого века. В этом году правительство страны отменило это уникальное ограничение, но цены на новые машины решило устанавливать само.
Обсудить
Куба была известна как страна, где большинство населения было лишено даже права на покупку нового личного автомобиля. В этом году правительство страны отменило это уникальное ограничение, но цены на новые машины решило устанавливать само. И скромничать не стало. Запрет на приобретение новых личных автомобилей действовал на территории Кубы с середины прошлого века. Именно это обстоятельство сделало страну своеобразной меккой для любителей автомобильной старины — на улицах кубинских городков запросто можно встретить, например, редкие американские автомобили, ввезенные в страну шестьдесят лет назад. Сейчас правительство Кубы, с одной стороны, несколько смягчило автомобильное законодательство, с другой же — сделало покупку новой машины рядовым гражданином практически невозможной. По некоторым данным, продажа новых автомобилей будет осуществляться только государственными организациями, которые устанавливают на них собственные цены. Судя по опубликованным изданием Cafe Fuerte прайс-листам, рядовому кубинцу с зарплатой, эквивалентной 20 долларам, придется трудиться в поте лица не менее полутора сотен лет, чтобы позволить себе более-менее приличную машину.
К примеру, Peugeot 206 оценен в 91 113 так называемых «конвертируемых песо» (около 2,5 миллионов рублей) а Kia Picanto — в 40 854 песо (больше миллиона рублей). Если говорить о более престижных автомобилях, то они стоят на Кубе примерно столько же, сколько в Европе суперкары. Допустим, за новый Peugeot 508 кубинцу придется заплатить 263 185 песо (почти 230 000 долларов, то есть около 8 миллионов рублей — в России за эти деньги можно купить Porsche 911 Turbo). Где именно граждане Кубы должны обзаводиться таким капиталом, правительство не уточняет. В свою очередь, правительство Кубы утверждает, что заработанные таким образом средства будут направлены на реформирование системы общественного транспорта.
Почему правительство Кубы запрещает гражданам иметь современные автомобили?
Это же Остров Свободы. Когда гражданам рассказывали, что при коммунизме каждый будет получать по потребностям, упустили одну маленькую, но важную деталь — потребность определяет не сам человек, а это делает за него мудрый вождь и учитель. Скажет такой толстенький и косоглазенький вождь, что потребность измеряется чашкой риса в день — будьте любезны, коммунизм с азиатской спецификой. А другой вождь с густой ветхозаветной бородой скажет, что автомобиль таки роскошь, а не средство передвижения — так тому и быть. Это на заметку всем любителям СССР 2.0 и прочих научно-ненаучных марксизмов-ленинизмо в-сталинизмов.
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Серге й666К [478K]
3 года назад
На территории Кубы действительно существовал запрет на ввоз автомобилей иностранного производства, после недавних реформ этот запрет отменили, но ценники на такие автомобили непомерно высокие для жителей страны.
Даже старые копейки и семерки Российского производства стоят на кубе огромных денег.
На Кубе действительно ряд сомнительных запретов, которые действуют только для местных жителей.
Еще до 2014 года в стране действовали ограничения на приобретение личного автотранспорта в принципе.
На Кубе действительно очень много раритетных автомобилей из разных стран, их владельцы пытаются ремонтировать их своими силами, зачастую получается это весьма тяжело, потому что доступа к запчастям у них также нет, делают все и решают такие проблемы своими руками, в магазинах же зачастую неоригинальные запчасти очень сомнительного качества.
Запрет был связан с законодательством Кубы и курсом страны, на Кубу было наложено Американское эмбарго, которое было снято не так давно, теперь поток новых автомобилей хотя и хлынул в страну, но вот купить их достаточно трудно, ведь ценники на эти автомобили равняются заработной плате рядового гражданина острова — примерно за 50-100 лет.
Для импорта автомобиля на Кубе требуется оплатить 200 % пошлину, я думаю все прекрасно понимают, что это нереальная сумма, пошлина была заложена все из-за того же эмбарго, после его снятия в стране если и будет ряд изменений и послаблений, то не быстрых и ждать придется еще долгие годы.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
MILA K [26K]
3 года назад
Так как на Кубе, автомобили очень дорогие, и купить их кубинцы не могут, а ездить по городу надо. Хоть автомобили старые: американские «форды» и российские «Жигули», но кубинцы ими дорожат и «ухаживают» на совесть. И вот в городах придумали, как использовать личные автомобили граждан, для поездок, как такси. На дороге стоит милая девушка в униформе, она останавливает каждый автомобиль, и сажает в машину граждан, которые стоят в очереди на такси. Плату за такси пассажир отдает этой девушке в униформе, идет в пользу государства, а водитель обязан довезти пассажира по адресу без возражений, это его добровольная обязанность. А запрещают личные автомобили, потому что руководство страны считает, что личные автомобили — это роскошь. Страна бедная, поэтому не до роскоши.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
STREY F [91]
3 года назад
При упоминании о Кубе, все мы не сговариваясь представляем перед собой одну и ту же картину. Это старое американское авто на фоне потрепанного временем величественного здания колониального стиля. И это не случайно. Всем тем, кто не знаком с историей Кубы, покажется очень странной любовь кубинцев к старым и даже старинным авто.
Но тайна этой любви, совсем не так романтична, как кажется. На самом деле, вплоть до сентября прошлого года, на Кубе существовал запрет на покупку и продажу авто. Этот запрет был введен еще в 1959 году – сразу после кубинской революции. Из-за запрета импорт новых автомобилей на Кубу практически прекратился. Отдельные партии автомобилей поставлялись лишь из СССР или из стран социалистического блока. Этим и вызвано, что наряду с американскими машинами, присутствует большое количество советских авто. В основном завозились автомобили специального предназначения (медицинские, пожарные машины) и грузовики.
Новые машины, после получения разрешения от правительства, могли приобрести лишь люди, которые могли доказать, что они достойны иметь новое авто. В основном, чиновники и дипломаты.
Простые жители не имели право на приобретение нового автомобиля, а старых машин у них было не так много – до 1959 года редкий кубинец мог позволить себе американское авто. Именно поэтому старые автомобили передавались от отца к сыну как семейная реликвия.
Более 50 лет лишений кубинцев привели к тому, что Куба стала музеем антикварных авто, что лишь придало шарм «Острову Свободы». До недавнего времени, многие американские и европейские коллекционеры могли только позавидовать такой коллекции автомобилей. Но теперь, они могут их приобрести, стоимость раритетного авто начинается от $25 000. Стоит отметить, что средняя зарплата кубинца в месяц около $20.
На чем сегодня ездят кубинцы
Многие автолюбители в сегодняшней Кубе видят настоящий «живой» ретро-музей: – и это вполне справедливо. По дорогам островного государства как ни в чем не бывало, рассекает большое количество машин, которые можно смело отправлять на выставку истории автомобильного транспорта. Но на Кубе они успешно, на протяжении десятилетий, используются по прямому назначению, а не как экспонаты.
Историческая ситуация с транспортом
До революции в 1959 году островом правил Батиста. В то время Куба – полуколониальная аграрная страна, где купить авто обычному жителю было нереально (почти как и сейчас). Но все же машины постепенно стали проникать в хозяйства, заменяя привычных лошадей. На десять особей в то время приходился один автомобиль.
Лошади и сегодня популярный вид транспорта на Кубе. Фото: YouTube,com
И все же нельзя было назвать состояние автопарка Кубы плачевным. Его регулярно «улучшали» шикарные американские лимузины, завозившиеся сюда состоятельными гражданами США, для которых Куба в то время была дешевым курортом. Роскошные Chevrolet Impala, Chrysler Imperial оставшиеся с того времени преспокойно разъезжают по стране и сегодня. К 1919 году остров был одним из лидеров по количеству авто на душу населения. После взятия власти Фиделем Кастро поток машин из соседних Штатов прекратился.
Chrysler Imperial – наследие режима Батисты. Фото: YouTube,com
Кубинцам пришлось ездить на том, что осталось от старого режима. Некоторую помощь оказывали страны соцлагеря: в первую очередь, СССР со своими сначала «Москвичами», а потом «Жигулями», которые фактически меняли на тростниковый сахар. «Шкоды» поставляла Чехословакия, Польша – «Фиаты». Но все это – капли в море для десятимиллионного населения: средний возраст машин каждый год неуклонно рос.
Москвич-2140 с одним стеклоочистителем колоритно смотрится на фоне старого VW Beatle. Фото: YouTube,com
Климат острова очень «лояльно относится» к металлу: машины долго не ржавеют, а при хорошем уходе, кажется, не поддадутся коррозии вообще никогда.
После развала социалистического мира
В 90-е Куба закупает автомобильную технику в уже новой России, Китае, других странах. Бывало даже так, что острову просто дарили машины. Например, Испания передала своей бывшей колонии несколько школьных автобусов, Австрия и Япония – грузовики. Но этого опять-таки крайне мало и сегодня Куба представляет собой реальный заповедник классических авто советского, европейского и американского производства.
Автопром США на Кубе
До революции под предводительством Кастро, 70 % всего экспорта составляли американские товары, и автомобили не были исключением. Иногда даже в Гаване появлялись новинки из Штатов раньше, чем на родине. На Кубе они проходили своеобразную «обкатку»- испытания, а потом продавались по невысокой цене. Этим охотно пользовались граждане США, специально приезжавшие за такими машинами. Вывозили их на пароме, курсировавшему по маршруту Гавана – Флорида.
Хемингуэй, проживший на Кубе 20 лет, распоряжался такими моделями, как Lincoln Cabriolet Continental (кабриолет), лимузин Chrysler New Yorker и другие. Эти марки и сегодня можно встретить на улицах Гаваны. Из автопарка Кубы, насчитывающего примерно 200 тыс. единиц техники, 60 тыс. – американского производства.
Lincoln Continental Cabriolet 1942 года – музейный экспонат, а в Гаване на таких ездят. Фото: YouTube,com
Однако встретить машину, сошедшую с конвейера в 50-60-е годы и сохранившую в целости оригинальный облик, техническую «начинку», очень сложно. Из-за дефицита запчастей под капотом американской (да и любой другой) машины можно обнаружить, например, мотор от «Жигулей». И это еще не самое интересное! Туристов из Европы и США может шокировать дизельный двигатель от прогулочной лодки, вставленный в какой-нибудь «Бьюик» из 50-х или «Понтиак».
Из трех машин собрать одну? Да не вопрос! Фото: YouTube,com
За более чем 60 лет многие кубинцы превратились в виртуозных автомехаников-самоучек, способных, например, из трех машин, выпущенных в разное время и разных странах, собрать одну (непонятно, как их там регистрируют). Но особенных успехов местные «кулибины» достигли в придании машине сверкающего «нового» вида: это настоящие мастера шлифовки, покраски, лакировки.
Что под капотом у этого авто, сказать сложно. Фото: YouTube,com
Некоторые американские компании сегодня специально производят оригинальные запчасти к раритетным автомобилям, чтобы потом продавать их на Кубе.
Европейский транспорт на родине сигар
Первая машина из Старого Света попала на остров в 1898 году, когда шла еще война между американцами и испанцами. Это автомобиль La Parisienne, о котором мало кто слышал. Из европейских стран на протяжении американского эмбарго (сейчас частично снятого) только Франции удавалось поддерживать отношения с островом Свободы. Лидирующие позиции среди «евромарок» – у Peugeot, чаще всего это 403 и 404-я модели.
Peugeot 403 Cabriolet 1959 года – кабриолеты на Кубе пользуются особым спросом. Фото: YouTube.com
Когда в 2011-м на острове разрешили приобретать авто всем гражданам, «Пежо» даже построила первый (на сегодня пока больше нет) дилерский центр. Еще из старых европейских машин часто попадаются Fiat 126 польской сборки. В лидерах на сегодня, кроме «Пежо» еще и «Рено», а также южнокорейский «Киа».
Советские авто на Кубе
Это вся классика, начиная от «Побед», ГАЗ-24, «Москвичей» разного типа, «Жигулей», УАЗиков и заканчивая ГАЗ-51-53, ЗИЛами (130-ми и 131-ми), КАМАЗами и даже КраЗами. Легковые автомобили в основном работают в таксопарках, грузовики – сельском хозяйстве, на «сафари» и армии.
Вот такой кубинский КАМАЗ с эмблемой Mercedes. Фото: YouTube,com
Не забыла Россия Кубу и сегодня. В 2018-м на остров отправили партию Lada Vesta – 344 экземпляра. Предполагалось, что их будут покупать таксисты-частники.
Lada Vesta в кубинском таксопарке. Фото: YouTube,com
Однако у РФ (и не только) имеется серьезный конкурент – Китай, дотянувшийся и до этого острова. Еще ранее, в 2008 году кубинцы закупили для полиции 1500 Geely CK.
Особенности приобретения и езды на машинах
Последнее десятилетие у кубинцев появилась возможность купить автомобиль официально и без разрешений, как это было раньше. Но есть небольшая «загвоздка» – средняя зарплата жителя страны составляет 20-30 долларов. А, например, за двадцатилетний ВАЗ-2105 запрашивают 10 тыс. «зеленых»! Какой-нибудь «Пежо», с трудом продаваемый в Европе за 20 тыс. евро, здесь предлагают за 85 тыс. в той же валюте. Наиболее ценятся американские машины (типа лимузинов): старый автомобиль (не раритетный, а просто старый!) продают за 30-100 тыс. долларов. Чтобы купить «сборную солянку» сорокалетнего возраста, где под капотом и днищем можно увидеть узлы и детали со всего мира, рядовому кубинцу нужно прожить не менее двух жизней.
Таксист – одна из престижных профессий на Кубе. Фото: YouTube,com
И это еще не все: на острове бензин почти в два раза дороже солярки и стоит в районе двух долларов (интересно, как они заправляют тот же 131-й с его расходом 55л/100 км). Когда был жив Уго Чавес, дизельное топливо поставлялось по относительно невысокой цене, но после смерти лидера, «лавочка прикрылась».
А что сегодня?
Куба – страна, где не торопятся, предпочитая спокойный, размеренный ритм быта. Все нововведения проходят постепенно, включая ситуацию с автотранспортом. А она все же улучшается: в 2014 году собственниками новых авто стали 50 человек, а в 2018-м уже 4500. Был спад в пандемийные годы, но спрос восстанавливается: в 2021-м наблюдался рост на 46 % по сравнению с минувшим годом. Лидер продаж – Peugeot, затем идут Kia и BYD из КНР. Не отстает и Renault (модель Sandero).
Ситуация с машинами на Кубе улучшается, но соседство ГАЗ-51 с современным VW – вполне нормальное явление. Фото: YouTube,com
Что станет в будущем с автопарком Кубы, предсказать сложно. Сейчас на остров поступают новые авто, но покупательные способности граждан сильно ограничены. Нужны туристы, новые доходы. А пока кубинцы бесконечно ремонтируют старые автомобили: после смягчения ограничений стали появляться запчасти к поистине музейным экспонатам, и сегодня разъезжающими по дорогам страны.